Коммунисты впереди
на предстоящих выборах в Госдуму, КПРФ пока на 5 процентов опережает «Единую Россию»

   Леонид БЕЛЯВСКИЙ, Доктор политологии

Осень в России оказалась не менее напряжённой по сравнению с летними месяцами. Она приняла эстафету острой борьбы между противоборствующими политическими силами, глубокого внутреннего кризиса, из которого Кремль  не в состоянии вывести страну.

Многое в нынешней расстановке сил должны разрешить предстоящие выборы органов власти, как в масштабе страны, так и отдельных регионов. Из них, конечно, наиболее значительными были выборы губернатора в Санкт-Петербурге и президента в Чечне. И хотя выборы в этих регионах проходили в различной социально-политической обстановке, у них есть одна общая черта. Это откровенное вмешательство президента в предвыборную кампанию, попытка навязать избирателям  «нужного» кандидата.

 

Владимир Путин пошёл на откровенное нарушения закона о выборах, появившись на телевидении вместе со своей ставленницей Валентиной Матвиенко и пожелав ей успехов на выборах. Это не могло не вызвать протеста и острой негативной реакции со стороны 11 соперников В. Матвиенко. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Анна Маркова, возмущённая действиями президента, направила соответствующее заявление в Ген- прокуратуру и Центризбирком, обратилась с иском в суд. Пресс-служба другого кандидата в губернаторы, Михаила Амосова, распространила его заявление, в котором отмечалось: «Как высшее должностное лицо, как гарант Конституции Российской федерации, президент не должен нарушать закон и использовать своё служебное положение для демонстрации предпочтения тому или другому кандидату.» Как подчеркнул М. Амосов, «в данной ситуации все остальные кандидаты, участвующие в избирательной компании, являются всего лишь статистиками при плохой игре в демократические выборы.» Разумеется, все эти протесты оказались гласом вопиющего в пустыне и послушные чиновники сделали вид, что нечего серьёзного не произошло. Даже глава Центризбиркома России Александр Вешняков посчитал, что это не федеральные, а региональные выборы и потому ему вмешиваться в эту историю не следует. И все произошло, как было задумано в Кремле. В. Матвиенко стала губернатором Санкт-Петербурга, хотя для этого потребовалось провести второй тур выборов. Как говориться, не мытьем, так катанием Путин добился своего. Почему эти выборы были так важны для президента? Так он любит родной город? Или может быть, были другие причины? Наверное, не случайно В. Матвиенко в первом же своём заявлении отметила, что следует ряд столичных функцый передать Санкт-Петербургу. Всё же из Питера президенту будет вольготнее управлять страной. А если это может обойтись дорого казне, что это ударит по карману налогоплательщиков, то кого это из нынешних кремлевских администраторов волнует?

Но ещё более грубо и беспардонно был использован административный ресурс в Чечне, на выборах президента, состоявшихся в октябре нынешнего года. Придя в Кремль в последний день 1999 года, Путин пообещал Борису Ельцину покончить с войной в мятежной республике. Но задача оказалась значительно сложнее, чем представляюсь бывшему подполковнику КГБ. Вести агентурную работу в послевоенной Германии оказалось значительно легче, чем решить чеченскую проблему. Провалом заканчивались, как правило, операции федеральных войск, а действия боевиков принимали все более активный, а подчас дерзкий характер. Они  неоднократно совершали нападении на глав местной администрации в отдельных районах и отделения милиции, не говоря о многочисленных покушениях на самого Ахмата Кадырова, главного ставленника кремлевской администрации. Ежедневно здесь гибнет не менее 3 российских военнослужащих или милиционеров. А в последнее время атаки боевиков принимают всё более опасный характер. Всё большую озабоченность вызывают участившиеся террористические акции боевиков за пределами Чечни, в соседних северокавказских республиках-  Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии и даже на территории России, включая Москву.        

Но в Кремле не желают сделать трезвомыслящие выводы, реалистично оценить обстановку. Вместо этого там продолжают твердить, что любая уступка боевикам может привести к распаду российского государства. Оставаясь верным своим имперским амбициям, Путин предпочёл сделать красивую мину при плохой игре и разыграл фарс так называемого «политического урегулирования». В этих целях в Чечне был проведён «референдум», который якобы подтвердил желание народа этой республики остаться в составе Российской Федерации. Но трудно поверить в результаты «референдума», если учесть, что акция об амнистии боевиков окончилась позорным провалом. Ведь сложило оружие не более 170 человек, в то время как в рядах вооружённой оппозиции находится не менее 1500-3000 боевиков. Но это не помешало руководителю МВД Борису Грызлову публично заявить, что антитеррористическая операция завершена и теперь начинается «операция по соблюдению законности и обеспечению конституционного правопорядка.» В завершение этого фарса Путин назначил президентские выборы в Чечне, убеждая мировую общественность, что это положит конец деятельности террористов в Чечне. Неужели в Кремле действительно верили, что таким путём можно будет положить конец военному противоборству на Северном Кавказе? Или там полагали, что так легче ввести в заблуждение россиян, сбить их с толку и окончательно дезориентировать? Во всяком случае, Кремль рассчитывал на быструю и лёгкую победу на выборах нынешнего главы администрации Ахмата Кадыров и не предполагал, что окажется большое число желающих занять пост руководителя республики. Очевидно, что Кадыров со всех сторон устраивает Кремль,  прежде всего тем, что  дисциплинированно исполняет всех указания и распоряжения из Москвы. И это несмотря на то, что муфтий Кадыров активно участвовал в первой чеченской войне на стороне банд сепаратистов, и руки его по локоть, а может и выше, в крови собственного народа и российских солдат!

Когда же выяснилось, что на пост президента Чечни претендуют ряд влиятельных политиков и бизнесменов, кремлёвские чиновники сделали всё, чтобы расчистить все дороги Ахмату Кадырову. Депутату Госдумы от республики Чечня Асланбеку Аслаханову, выдвигавшему свою кандидатуру на пост президента этой республики, предложили стать помощником президента и тот с благодарностью принял это предложение. А ещё ране, не без давления со стороны Кремля, снял свою кандидатуру московский бизнесмен Хусейн Джабраилов. И эту многоходовую операцию завершило решение Верховного суда Чечни о лишении кандидатской регистрации главу концерна «Милан» Малика Сайдуллаева. Суд признал недействительным более 40 процентов подписей избирателей в его поддержку, при допустимых 25 процентах, хотя избирком признал недействительными только 2,5 процента подписей. И в результате этих интриг судьба выборов президента Чечни был предрешёна задолго до их проведения. Как отмечал известный общественный деятель Гарри Каспаров в статье, опубликованной в газете “The Wall Street Journal,” все потенциальные оппоненты  администрации Ахмата Кадырова по совету Кремль выкидываются из списков кандидатов в президенты республики. И, пожалуй, мало кого удивило, что после такой подготовки на избирательные участки явилось почти 88 процентов избирателей и «единодушно» голосовало за Кадырова. И как тут не вспомнить выборы на бывшей нашей родине? Характерно, что за выборами не наблюдали представители зарубежных государств, кроме как из стран СНГ и Лиги Арабских государств. Мир потерял интерес к этим выборам, поскольку они не носили альтернативного характера и не соответствовали сложившейся демократической практике. Безусловно, правы были правозащитные организации, заявлявшие, что в условиях продолжающихся военных действий свободное волеизъявление населения практически невозможно.

Чтобы придать выборам определённую легитимность, в Москве был сыгран ещё один спектакль. Бывшие депутаты бывшего парламента чеченской республики Ичкерия собрались в столице, чтобы объявить импичмент президенту Аслану Масхадову. На пресс-конференции исполняющий обязанности спикера Иса Темиров зачитал постановление, принятое 5 сентября 2003 года. В нём говориться, что Аслан Масхадов «незаконно присвоил власть и своим указом ввёл в республике… шариатское правление, чем изменил основы конституционного строя, что само по себе является тягчайшим преступлением». Так было покончено с законно избранным президентом Масхадовым, с которым Путин категорически отказывался вести переговоры. Да и зачем нужен Масхадов, когда есть «свой» Кадыров?    

Пришёл ли  мир в Чечню? В это трудно поверить. Ни референдум, ни выборы президента не в состоянии положить конец военным действиям в Чечне. Ведь они не затронули ни одного ключевого вопроса, приведшего к конфликту, не ослабили военный потенциал так называемой «вооружённой оппозиции», не способствовали установлению подлинно демократического климата в республике. Удалив всех своих конкурентов из предвыборной гонки, Кадыров продемонстрировал не силу, а скоре слабость, боязнь иметь достойных противников, не уверенность, что он сможет на основе демократических правил управлять республикой. И по существу оказалось, что затеянная Кремлём игра, не решила чеченской проблемы, а создала, напротив, немало поводов для новых террористических акций и даже обострения обстановки в республике.

Но в выборах в Чечне и Санкт-Петербурге есть всё же один важный аспект, особенно с учётом предстоящих в декабре этого года выборов в Государственную Думу России. Они выявили, что в демократическом развитии страны не произошли серьёзные прорывы, что так называемая «управляемая демократия» скорее свидетельствует об откатных тенденциях в политике Кремля, об откровенном его стремлении сохранить и укрепить авторитарный режим в стране. В письме группы российских общественных деятелей, сравнительно недавно направленном Бушу, накануне его встречи с Путиным, прямо отмечаюсь, «что за время президентства Путина разрушены независимые демократические институты в России. Парламент, суды, средства массовой информации фактически поставлены под контроль власти, а выборы превратились в фальшь». С этой оценкой трудно не согласиться.

Сейчас, когда предвыборная гонка выходит на финишную прямую, становится очевидным, что в ней примут участие более 20 партий и движений. Разумеется, это во многом отличается от предвыборных кампаний в бывшем СССР, где была одна правящая партия, выступавшая, как тогда утверждалось, в блоке с беспартийными. Но и ныне мы имеем дело, скорее, с весьма грубой имитацией демократии, а плюрализм партий  лишь сбивает с толку избирателя. Конечно, наибольшие шансы попасть в Думу имеют такие традиционные партии, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко». Расстановку сил в некоторой степени прояснил недавний опрос общественного мнения, проведённый специальным фондом общественного мнения (ФОМ). Исследование проводилось в 100 населённых пунктах, в нем приняло участие более 1500 респондентов. Партия «Единая Россия», хотя и сохраняет высокий рейтинг, однако он неуклонно уменьшается. Партия считается пропрезидентской, в её руководство входят 2 федеральных министра, президент Татарстана, большое число губернаторов. Думается, что это обстоятельство в современных условиях не усиливает позиции партии, а напротив, их ослабляет. И как может быть иначе, если многие обещания президента и правительства, и прежде всего в социальной сфере, не выполняются. Они и не могли быть выполнены, потому что не были подкреплены соответствующей материальной базой и носили откровенно популистский характер. Обещания в 2 раза превышали реальные возможности страны. И неудивительно, что более четверти населения находится за чертой бедности. Понимая, что рейтинг единороссов резко упал, президент пошёл на беспрецедентный шаг, принял участие в съезде этой партии, выступил там с речью, в которой откровенно признал свою постоянную связь с ней. Это действие Путина вызвало недовольство со стороны других партий, усмотревших в этом отступление президента от прежних установок о том, что глава государства не должен входить в состав ни одной партии.

На сложностях нынешнего этапа социально-экономического развития пытается паразитировать руководство КПРФ, обвиняя администрацию президента во всех смертных грехах. И в условиях, когда какие-либо позитивные изменения происходят медленно, когда постоянно имеют место отключения электроэнергии и воды, когда криминальная ситуация в стране не улучшается, а стоимость жизни постоянно возрастает, коммунистам не составляет особого труда иметь многочисленных союзников. По данным на 20 августа пропутинская «Единая Россия» отставала от КПРФ на 5 процентов.  37 процентов респондентов полагают, что КПРФ является выразителем интересов самой массовой социальной группы населения, включающих в свой состав служащих, рабочих, тружеников села. Если мало кого удивило, что партийный список КПРФ кандидатов в Думу возглавил Геннадии Зюганов, то странно было узнать, что вторым в этом списке значится Николай Харитонов, в прошлом полковник КГБ, призывавший ещё сравнительно недавно к возвращению на Лубянскую площадь статуи «железного» Феликса. Но ещё более одиозен третий по списку кандидат - Николай Кондратенко, бывший губернатор Краснодарского края, известный своими шовинистическими и националистическими взглядами, откровенным антисемитизмом и презрением к народам Кавказа. С такими лидерами КПРФ трудно будет добиться успеха на предстоящих выборах.

Третье место в этой предвыборной гонке занимает партия Жириновского - ЛДПР, которая за последний месяц повысила свой рейтинг с 6 до 9 процентов. Очевидно, на политически недостаточно искушенных людей сильное влияние оказывают популистские выступления лидера ЛДПР. Социальную демагогию Владимира Вольфовича многие из них воспринимают как политические новации. Люди нередко оказываются в плену внешних эффектов «сына юриста», которыми политический шут подменяет аргументированность и логичность в выдвигаемых им «идеях». Однако, навряд ли ЛДПР может рассчитывать на серьёзный успех на предстоящих выборах, если ограничится популистскими лозунгами.

В последнее время значительно ослабло влияние либерально-демократических партий. Это во многом объясняется тем, тем что сам демократический процесс в условиях тоталитарной диктатуры переживает глубокий кризис, а «Союз правых сил» и «Яблоко» не смогли противостоять что-либо интригам и прямым провокациям кремлёвских политиков и российских спецслужб. К тому же, руководители этих партий не смогли переступить через личные амбиции и договориться о совместных выступлениях на выборах в Думу, хотя сами едва дотягивают до 5 процентного барьера и даже могут оказаться за бортом Думы. Однако, шансы правых партий сейчас возрастают в связи с активной их поддержкой со стороны нефтяного концерна «ЮКОС» и его главы Михаила Ходорковского. Магнат хотел бы довести представительство этих партий в Думе до 30 процентов, чем вызвал гнев в администрации президента и подчиненной им Генпрокуратуры.

Строгие правила поведения выборов вынуждают сравнительно небольшие партии идти на блокирование, хотя эти союзы создаются только для того, чтобы провести своих представителей в Думу и навряд ли имеют надёжное будущее. В этих целях, к примеру, создано объединение, состоящее из партий «Либеральная Россия», республиканской партии и «Движения автомобилистов России». Объединились также партия РПЖ, руководимая спикером Совета Федерации С. Мироновым, Партии возрождения, лидером которой является спикер нижней палаты Г. Селезнёв, и Аграрная партия (АПР), пост главы которой занимает М. Лапшин. В отдельности эти партии мало чего смогут добиться. Согласно последнему опросу, за ПВР согласны голосовать 3 процента избирателей, за АПР- 4 процента, а за РПЖ -  менее 1 процента. Как заявил Миронов, эти партии ищут такие варианты, когда проценты надо будет не отнимать, а складывать.

Судя по всему, борьба за место в Думу будет острой и жестокой. Как прогнозируют социологи, 54 процента граждан России, имеющих права голоса, намерены принять участие в выборах, тогда как 26 процентов намерены не прийти на избирательные участки. 20 процентов ещё не определили свои позиции о том, как распорядиться своим правом участия в голосовании. Это даёт основание полагать, что участие в выборах будет весьма активным, активнее, чем в предыдущих выборах. Конечно, предвидеть все перипетии и детали борьбы за места в Думу сегодня  невозможно. Но безусловно одно: борьба за власть перешла в решающую фазу.


 © 2000-2003 Национальная, русско-американская газета "Русская Америка"
ВНИМАНИЕ! Данная ИНТЕРНЕТ-страница защищена законами США об авторских правах и международными соглашениями. Незкаонное воспроизведение, или распространение частей и элементов данного сайта влечет гражданскую и уголовную ответсвенность.